- Ксилография
-
КСИЛОГРА́ФИЯ — один из видов гравюры, гравюра на дереве. Изображение отпечатывается с плоской поверхности дерев. доски, покрытой краской. Между эл-тами изображения оставляются незакраш. углубления. Существуют 2 типа К.: "обрезная" (на досках продольного распила линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними обрабатывается долотом), к-рой свойственны обобщенность рисунка, контрастные сочетания белого и черного; "торцовая" (на досках поперечного распила прорезаются тонкие штрихи, остающиеся белыми в оттиске), в к-рой комбинации штрихов позволяют создать тона разл. насыщенности (часто используется для репродуцирования произв. живописи). Возникновение К. связано с распространением бумаги, а также с развитием резьбы по дереву. Первые К. в Европе появляются в кон. 14 в. Начиная с 15 в. распространяются кн., иллюстрир. гравюрами на дереве. Крупнейший европ. мастер К. — А. Дюрер (Германия). В России появление К. связано с им. Ивана Федорова (первого отечеств. издателя). С 18 в. К. в европ. иск-ве постепенно уступает место репродукционной гравюре на металле. Возрождение К. происходит в кон. 19 в. с развитием стиля модерн. Складывается своеобразный декор. стиль, осн. на ритмич. игре мягких пятен и силуэтов (А. Остроумова-Лебедева, сер. "Петербург", 1908—11). Крупнейшими мастерами К. в рус. иск-ве 20 в. являются П. Шиллинговский, А. Кравченко и В. Фаворский, к-рый создал особую манеру иллюстрирования лит. произв. (иллюстрации к "Слову о полке Игореве", 1953; "Маленьким трагедиям" А. Пушкина, 1961).
Ксилография. Н. Н. Купреянов. Натюрморт. 1920

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.